Ченси Гарденер (shotlandez) wrote,
Ченси Гарденер
shotlandez

Categories:

В САДУ ИЛИ ЗА ЕГО ПРЕДЕЛАМИ. "Оказаться на месте" (1979, реж. Хал Эшби, сцен. Ежи Косинского)

http://www.movieposter.com/posters/archive/main/36/MPW-18131

Это один из моих самых любимых фильмов – как можно заметить по юзерпику, и странно, что я еще ни слова не написал о нем.

Сюрреалистическая комедия с легким привкусом горечи (фактически, фильм стал последней работой как для исполнителя главной роли Питера Селлерса, так и для режиссера Хала Эшби) использует сюжет повести Вольтера «Простодушный».  С той разницей, что автор сценария Ежи Косинский (вы вспомните эту фамилию, если внимательно читали трактат Чхартишвили «Писатель и самоубийство») перенес сюжет в современный ему Вашингтон. К сожалению, выразить свою любовь к этой картине без использования спойлеров довольно сложно.


http://www.aintitcool.com/images2008/Being1.jpg

Умственно отсталый садовник средних лет (предположительно, внебрачный сын владельца поместья) никогда не покидал ворот своего дома. Он прекрасно знает свое дело – за много лет Ченси возвел идеальный сад, он великолепно воспитан, умеет величественно держать себя на людях и блестяще носить старые костюмы своего хозяина. Представления о мире за пределами сада и поместья он черпает из ТВ-программ – а телевизор Ченси смотрит все время, пока не спит или не работает.

Забегая вперед, отметим, что человек, который в наше время учиться жить по телепрограммам, особенно украинского ТВ, скорее окажется в сумасшедшем доме, чем на Банковой улице.


http://www.globfilm.ru/uploads/posts/2009-10/1254389534_being-there-buduchi-tam-film-dvdrip.jpg    http://www.mattfind.com/12345673215-3-2-3_img/movie/j/z/b/being_there_1979_580x890_912462.jpg

Альтернативные постеры к фильму

Когда хозяин умирает, адвокаты девелоперской компании  выставляют садовника из дома, и он вынужден впервые выйти мир (эта потрясающая по своей силе сцены разворачивается под музыку из «Космической одиссеи» - когда герой выходит в открытый космос).

Обратившись к своему извечному источнику информации – телевизору в витрине магазина, Ченси случайно оказывается под колесами машины супруги сенатора США. Подозревая, что пострадавший принадлежит к высшим кругам общества и не желая скандала, она предлагает отвести Ченси не в больницу, а к себе домой: сенатор при смерти, и в доме живет доктор.

В беседе Ченси удачно отвечает расхожими фразами, почерпнутыми из ТВ программ, а все политические и бизнесовые ситуации, которые обсуждает с ним сенатор, очень точно и емко трактует с садоводческой точки зрения. И притом настолько удачно, что со временем становиться доверенным лицом сенатора: он представляет Ченси президенту и считает своим преемником в сенате.

Обаяние этого фильма невозможно передать словами: сатирический сюжет – всего лишь слагаемое этой гениальной картины.

Преимущественно, юмор фильма извлекается из диалогов, построенных на игре слов, и двусмысленных ситуаций, в которые попадает Ченси.  Но удивительно тонкая игра Селлерса и режиссура Эшби позволяют обыграть даже самые скользкие моменты с максимальным тактом.

Что касается диалогов, то они просто великолепны. Сенатор спрашивает садовника, каков его бизнес. «Мое дело отобрали у меня адвокаты и выгнали меня из дома», - отвечает Ченс. «Как мне это знакомо, - задумчиво отвечает сенатор, - но ничего, мы еще поборемся».

http://billsmovieemporium.files.wordpress.com/2009/05/beingthere.png?w=584&h=328

Последнее посещение Христа: Вашингтон, 1979 г.

К сожалению, многозначительный финал, в котором Ченси уходит по воде (тоже мне Христос нашелся) сперва показался мне скомканным – такое впечатление, что авторы не смогли оригинально разрешить эту историю и постарались выпутаться из ситуации с наиболее многозначительной миной на лицах. Правда, уже после смерти Селлерса Эшби подмонтировал в титрах сцену, запоротую при съемке, когда актер не может удержаться от смеха во время чтения особенно идиотского монолога. («Маленкий черный человек попросил передать…») И все стало на свои места.

Финальная сцена фильма воспринимается теперь как прощание с великим актером.


http://s46.radikal.ru/i112/0904/20/ebb86eebc4ad.jpg

Мэлвин Дуглас получил Оскар за лучшую роль второго плана

Все остальное – история. Питер Селлерс, который послал Эшби телеграмму: «В саду или за его пределами. Ченси-садовник.» Хал Эшби, один из наиболее тонких и оригинальных режиссеров Америки 70-х, и так небедного на таланты десятилетия. После этой картины вечно обкуренного Эшби, к несчастью подсевшего на героин, фактически вышибли из профессии. Он скончался от рака в 1989 году. К сожалению, его фильмы не так известны, как фильмы того же Копполы, но сцена из «Гарольд и Мод», в которой однорукий полковник втолковывает своему племяннику, что только служба в армии сделает из него настоящего мужчину, стоит всего пафоса «Апокалипсиса наших дней». Кстати, сама сцена была впоследствии обыграна Полом Верховеном в его «Звездном десанте».



Финальные титры (к сожалению, без перевода)




Рекламный ролик DVD-диска

Скачать
DVD с торрента можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1408634
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments