Ченси Гарденер (shotlandez) wrote,
Ченси Гарденер
shotlandez

Наконец-то посмотрел "Доктора Парнассуса"

http://gilliam.go.ru/photo/terrygilliam.jpg

Ну что я могу сказать по поводу нового фильма Терри Гиллиама? Отвечу цитатой из Воннегута - "он старался".

Думаю, что редкий любитель кино не смог устоять перед темным обаянием фильмов Гиллиама. Одну только "Бразилию" я пересматривал не менее десятка раз. Изучал, так сказать, покадрово аки Библию Кинематографа с большой буквы К. Мало того, "Бразилия" и "8 1/2" стали главными фильмами, которые окончательно сформировали мой зрительский вкус в последние 5-7 лет.

В общем, детская болезнь Гиллиамовщины налицо. Если вы не любите "12 обезьян", смело можете дальше не читать.

За что я так любил (и продолжаю, в общем-то любить) фильмы Гиллиама? Попробую суммировать:

1) Богатая драматургическая основа, насыщенная выразительными деталями. В целом отличается предсказуемым сюжетом с непредсказуемыми поворотами.

2) Черный, очень циничный, а временами - откровенно абсурдный юмор, который мне самому очень близок. Гиллиам по своей сути - сатирик, причем единственный среди крупных мастеров кино, последовательно, от фильма к фильму критикующий "язвы капиталистического общества". Парадокс - это сатирик, снимающий сложнопостановочное и высокобюджетное авторское кино.

3) Мастер небанальных визуальных решений со своим индивидуальным почерком: "картинка" каждого гиллиамовского фильма легко узнаваема.

До недавнего времени, последним гиллиамовским фильм был "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". С точки зрения идеологии и мысли, фильм очень сильно вторичен к книге - весьма ядовитой и смешной. (Ее бы перевести как следует на русский и снабдить толковыми комментариями - перевод Алекса Керви как нельзя лучше подходит под термин "высер".) Неудивительно, что Гиллиам желал экранизировать роман Томпсона еще с конца 70-х: они очень похожие художники.

Книга Томпона воспринимается как реквием поколению 60-х, но это также откровение человека, который на пороге зрелости отчаянно не желает взрослеть. Настольная книга "стареющих юношей в поисках кайфа", которая останется актуальной до тех пор, пока будут на свете люди, не желающие жить, как все. Все эти смыслы остались в фильме за кадром, но зато визуальные решения просто великолепны.

Потом были два фильма, которых бы я лучше не смотрел вовсе. И вот теперь Mr G снял "Парнассуса". Я всегда очень внимательно читаю рецензии, и те зрители, которые не бросались говном, преимущественно умилялись тому, что Гиллиам, которого мы так любим, вернулся.

Терри Гиллиам, вполне возможно, остался прежним - ядовитым и мудрым художником. Просто это shotlandez немного повзрослел.

Минусы - огорчил банальный сценарий. Сатирические моменты (например, русская мафия или нападки на политкорректность) беззубы и кажется притянутыми за уши. В целом фильм создает впечатление "фанфика" - творчества поклонников на тему творчества кумира. Кажется, что Гиллиам сознательно снимал фильм для фанатов Гиллиама, стараясь сделать картину в гиллиамовском стиле.

Когда я смотрел этот фильм, не зря напрашивались настойчивые параллели с "Внутренней империей" Дэвида Линча.  "Парнассус", как и "Империя" - своего рода итог, энциклопедия стиля, в которой собраны все приемы и образы, которые Гиллиам использовал в прежних работах - от лилипутов и летающих газет до монтипайтоновского кордебалета полицейских в чулках.  ("Плавающую камеру", которая была оправдана в "Страхе", но непонятно зачем использовлась в дальнейших картинах, из вредности опущу.)

Зато "Парнассус" доставляет наслаждение "картинкой" и вторым планом. Детали, как у всегда у Гиллиама, выразительные - благодаря им надуманная и неправдоподобная история обретает какое-то подобие достоверности. И хулиганить он по-прежнему горазд - чего только стоит превращение ртов в анусы.

Вот только все это смахивает на лебединую песнь. Чтобы не сказать - на самопародию.
Subscribe

  • Срочно

    Приму в подарок наличные деньги, пластинки иностранного производства, бутылки с виски и коньяком, баранину, сигары. Интим не предлагать.

  • Книга "Полночный квест" - повесть "Киевская сказка" + рассказы

    "Однажды в городе на Днепре размылись не только границы пространства, размылись границы самого времени, и Киев внезапно стал центром…

  • (no subject)

    Надо же, только утром читал интервью с Саймоном Рэйнольдсом, в котором он говорит, что из поп- и рок-музыки вся страсть, дерзость и творческий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments