Ченси Гарденер (shotlandez) wrote,
Ченси Гарденер
shotlandez

Categories:

Культурная жизнь киевлян с 50-х по 90-е

Так как текст статьи наверняка будет самым безжалостным образом порезан, имеет смысл выложить его здесь целиком.

Читайте, как проводили свой культурный досуг жители Киева в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х и диких 90-х.


ПЯТИДЕСЯТЫЕ

Первая половина 50-х была небогата на культурные развлечения - сама жизнь была бедной. Благосостояние народа начало расти только к концу десятилетия. Рабочая неделя была пятидневной (суббота стала выходным днем только в 1967 году). Коллективная жизнь, которая велась на виду среди многочисленных соседей, располагала к коллективным развлечениям.

 

Особенно трудно приходилось владельцам первых телевизоров КВН – по вечерам, когда начиналось эфирное вещание, у них собирались все соседи. Люди приходили со своими стульями и не уходили, пока не заканчивалась последняя передача. «Это очень сильно затрудняло личную жизнь, - вспоминает пенсионер Николай Гиндич, - но отказать не приходило в голову: к соседям относились с большим уважением».

 

Всенародно любимым развлечением было кино – поход в кинотеатр превращался в ритуал. Билеты покупались заранее, люди одевали «воскресные» костюмы. В каждом кинотеатре был концертный зал, где перед сеансом проходили вступления оркестров, певцов, артистов цирка.  Отличительная черта киевских кинотеатров 50-х – горы скорлупы от семечек, которые выметали уборщицы после сеансов.

 

Образованные слои населения предпочитали оперу, балет и драматические театры. По воспоминаниям преподавателя Государственной академии управляющих кадров культуры и искусств Украины Ванды Володько, в середине 50-х в Киеве каждый вечер давались представления в 7 театрах - Оперном, имени Леси Украинки, Русском, имени Ивана Франко, Театре оперетты, ТЮЗе и кукольном театре. При этом театры едва ли не каждый год давали премьерные спектакли.

 

«Первой ласточкой» хрущевской оттепели стал Московский фестиваль молодежи и студентов 1957 года.  В этом же году в Киев показывал свои спектакли знаменитый мим Марсель Марсо, в 1958 году дал концерт легендарный актер и певец Ив Монтан.  В Киев стали наведываться иностранные граждане. Именно тогда начало зарождаться такое явление, как фарцовка, стала просачиваться «вражеская» музыка: появились «пластинки на костях» с записями твистов и рок-н-роллов.

 

«Диски, записанные кустарным способом на рентгеновских снимках, продавались на так называемой «скупке» под кинотеатром «Днепр». Там же можно было купить аналог современных «мужских журналов» - издания наподобие «Чешского фото» или «Польского кино». Журналы капстран попадались крайне редко, и за них можно было схлопотать срок», - вспоминает композитор Владимир Быстряков.

 

В конце 50-х получили огромную популярность романы Александра Грина, которого начали издавать миллионными тиражами. Вообще, тому времени свойственен интерес к романтической литературе: едва ли не поголовно все зачитывались военными приключениями и романами Александра Дюма. 

 

До самого конца 50-х продержалась многолетняя мода на широкие брюки и френчеобразные пиджаки а-ля отец народов. Зато обувь продавалась очень добротная: например, в киевских магазинах можно было купить ботинки американского производства.

 

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ

 

Основными тенденциями 60-70-х годов стал культ интеллигентности. Стало модным читать умные книги, ходить на концерты в Филармонию (где дирижировал великий Стефан Турчак), смотреть в киноклубах фильмы Сергея Параджанова, позже -  Андрея Тарковского.

 

«Когда в 1966 году на гастроли приехал легендарный «Театр на Таганке», ажиотаж был невероятный, - вспоминает Владимир Быстряков. - Первые места были заняты партийными функционерами и тогдашней бизнес-элитой – мясниками и начальниками крупных магазинов».  

 

Но молодежь не брезговала и танцами.  «Там, где сейчас стоит памятник Паниковскому, был клуб Метростроя, где регулярно устраивались танцы, - вспоминает научный сотрудник Центра аэрокосмических исследований Земли Татьяна Ефименко. - Помню, что на танцах девушек всегда было больше, чем мужчин».

 

Непременным атрибутом молодежных посиделок стала гитара. Туризм, альпинизм и «бардовская» песня стали советским ответом молодежным бунтам и рок-революциям 60-х. Идеализм и любовь к песне в той или мной степени были свойственны всем молодым людям той эпохи.

 

«В доме культур завода «Арсенал» был клуб авторской песни, - вспоминает начальник цеха рекламного производства «Милтэко» Владимир Ефименко. - Там проводились сольные концерты, делались сборные «солянки». Я тоже туда ходил. Однажды мы с друзьями решили поехать на ночевку на природу, и нашли отличное место на Жуковом острове. Со временем мы туда начали возить всех «арсенальских» бардов. А потом я услышал, что на Жуковом острове проводятся фестивали бардовской песни, куда люди приезжают даже из Москвы».

 

Поэзия переживала пик своей популярности. Кумирами читающей публики стали «шестидесятники» Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Самые модные прозаики 60-х – Эрнст Хэмингуэй и Эрих-Мария Ремарк. Активно переводили Рэя Бредбери и Клиффорда Саймака: многотомные собрания «Библиотеки современной фантастики» украшали многие киевские квартиры. Зрители помногу раз ходили на главные кино-хиты 60-х.  Женщины – на «Шербурские зонтики» и «Мужчину и женщину», сильный пол -  на «Великолепную семерку».

 

С начала 60-х годов появились первые комиссионные магазины, где продавалась одежда и обувь иностранного производства: их привозили  из зарубежных гастролей представители творческой интеллигенции – например, артисты ансамбля Вирского или хора Веревки. Через «комиссионки» продавали вещи и фарцовщики.

 

«Киевляне того времени старались шить хорошие костюмы у портных. (Готовую одежду отечественного производства покупали преимущественно рабочие и безденежные студенты.)   Когда костюм нуждался в химчистке, его сдавали в комиссионный магазин и начинали копить деньги на пошив нового», - поделился воспоминаниями писатель Михаил Мочалов.

 

С тех пор, как в 1957 году был восстановлен пешеходный мост на Труханов остров (он был уничтожен во время войны вместе с жилым районом, который располагался на острове), Труханов стал излюбленным местом пикников для киевлян. 

 

СЕМИДЕСЯТЫЕ

 

Концерты академической музыки собирали аншлаги. «Сейчас в это трудно поверить, но под исполнение классики отводились огромные площадки, - вспоминает Владимир Быстряков. – Например, классические концерты проводились в концертном зале «Украина».

 

Летом в киевских парках играли симфонические оркестры, а с середины 70-х парады духовых оркестров проводились прямо на Крещатике. В этот период артисты из капстран практически не заглядывали в Украину. Зато огромной популярностью пользовались артисты из стран соцлагеря – Карел Готт (который собрал на киевском выступлении в 1972 году стадион), Радмила Караклаич. Любители рока слушают социалистические образы западной музыки: пластинки венгерских Piramis и немцев Pudis продаются во всех киевских магазинах.

 

Как вспоминает преподаватель КПИ Мария Панченко, в первой половине 70-х в актовом зале консерватории можно было послушать концерты подающей большие надежды певицы Софии Ротару. «Помню, что мы регулярно ходили слушать в Оперный Беллу Руденко, Юрия Гуляева и Дмитрия Гнатюка, - рассказывает Мария Панченко. – По несколько раз ходили смотреть «Тени забытых предков» и «Белую птицу с черной отметиной».

 

Искусством можно было заниматься в меру сил и самому. 70-е – последнее десятилетие расцвета так называемой «народной самодеятельности»: художественных студий и кружков, которые существовали при каждом советском вузе,  предприятии и ДК. «Я ходила в театральный кружок в центральном Дворце пионеров, - вспоминает Татьяна Ефименко. – Из этого кружка вышла в свое время народная артистка Украины Раиса Недашковская. А потом уже я перешла в театральный клуб при заводе «Арсенал». У нас была своя костюмерная, в театральной мастерской нам специально шили наряды и обувь. Я продолжала туда ходить и после окончания института».

 

Чтение продолжало занимать важное место в жизни киевлян. «Даже на минимальные зарплаты того времени мы обзаводились книгами, - вспоминает геолог Валерий Мазур. – Выписывали «толстые» литературные журналы, «Вокруг света», который стал для нас окном в мир, и «Технику молодежи». Там всегда из номера в номер публиковали хорошие приключенческие романы».

 

Расцветал самиздат – перепечатанные на писчей машинке или размноженные на копировальных аппаратах романы Булгакова и Джойса. Аппараты были плохие, не пропечатавшиеся строчки вписывались от руки. «Политическим самиздатом – например, книгами Солженицына, мы мало интересовались. Предпочитали хорошую литературу», - вспоминает Михаил Мочалов.

 

Самый популярный украиноязычный роман рубежа конца 70 – начала 80-х – «Казацкому род нет переводу» Александра Ильченко. Каждая новая книга Вайнеров или Стругацких идет «на ура» и передается из рук в руки.

 

В 1973 году в Музее европейского искусства  выставляется экспозиция из предметов, найденных в гробнице фараона Тутанхамона. «Очередь желающих стояла часами на морозе от входа в музей - через весь Музейный переулок до нынешнего книжного магазина «Наукова думка» на Европейской площади. Вы видели что-нибудь подобное за последние четверть века?» – удивляется Валерий Мазур.

 

У художников появляется новая возможность неофициально выставлять свои работы.  Выясняли, где пустует квартира без мебели (например, ее только что обменяли или готовят к ремонту), арендовали на несколько дней – и квартира превращалась в художественный салон.  

 

В 70-х массовым увлечением киевлян стали моторные лодки. Если очередь на покупку автомобиля была расписана на годы вперед, то «моторки» продавались свободно. Гонки на моторных лодках по Днепру стали обычным явлением в теплое время года.

 

ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ

 

Главное культурное событие начала десятилетия – концерт во Дворце спорта Дидье Маруани и группы Space в 1983 году. По словам директора группы «Вий» Сергея Литвинюка, концерт пользовался огромным ажиотажем: спекулянты продавали билеты по 100 рублей. Лазерное шоу, которое привезли с собой французский музыканты, Сергей до сих пор вспоминает с восторгом.

 

Традиционные танцы для молодежи и студенчества трансформировались в дискотеки. «Дискотеки проводились в «Современнике» (сейчас – клуб Free Dom) и в танцевальном зале «Юность» в парке Нивки (сейчас там располагается боулинг-клуб), - поделился воспоминаниями телеведущий Игорь Кондратюк. - Крутили итальянскую эстраду, евро-диско и рок-баллады – для медленных танцев».

 

Популярность диско и синти-попа подстегнул американский фильм «Любовь и аэробика», который пользовался в 1985 году колоссальной популярностью у киевских зрителей. «Это было как будто окно в другой мир», - признается Игорь Кондратюк.

 

Музыка по-прежнему занимает немало места в культурной жизни киевлян. Только теперь они начинают ее активно коллекционировать. В конце 70-х в Киеве возникает «толкучка», на которой продавали и обменивали западные пластинки с рок-музыкой. Толкучка находилась в овраге, потому завсегдатаи прозвали ее «балкой».

 

«Чтобы туда попасть, нужно было пройти по улице Полевой, перейти железнодорожные пути и спуститься вниз – в яме между путями по субботам собирались коллекционеры с кульками пластинок, - вспоминает Владимир Ефименко. - Милиция регулярно проводила рейды, отбирала пластинки. Позже, в 1989 году, организаторы «балки» зарегистрировались как общество филофонистов и арендовали по субботам помещение танцевального зала «Современник».

 

В 1986 году в ДК «Большевик» открылся рок-клуб. По воспоминаниям Сергея Литвинюка, средства на проведение концертов выделялись комсомольскими организациями. С падением железного занавеса Киев начинают посещать «звезды» западной музыки – джазмен Пэт Мэтини (1987), рок-группа Nazareth (1989). Случались и курьезы: выступление в 1988 году в актовом зале ГВФ будущих «звезд» независимой сцены Sonic Youth проходит незамеченным.

 

На месте бывшей «пластиночной» толкучки, в том же овраге, появляется книжная «толкучка» - прообраз будущего книжного рынка «Петровка». Здесь можно было купить модные романы, которых было не найти в  магазинах.  Например, «Детей Арбата» Анатолия Рыбакова или «Мастера и Маргариту».

 

«Вообще, украинским читателям повезло, - считает Валерий Мазур. - Когда журнал «Всесвит» (украинский аналог «Иностранной литературы») в 1978 возглавил поэт Владимир Коротич, в первой половине 80-х годов киевляне могли читать самые передовые образцы зарубежной литературы – Габриэля Маркеса, Уильяма Фолкнера, Марселя Пруста. Тексты переводились на образцовый украинский литературный язык, который еще не подвергся атаке галлицизмов».

 

Среди студентов популярны вечера «Что, где, когда?», которые проводились в актовых залах университета имени Шевченко и Института пищевой промышленности. Кроме традиционных игр, на этих вечерах выступали популярные украинские артисты. Например, квартет «Шляпа», в котором принимал участие популярный ныне телеведущий и продюсер Александр Цекало.

 

И, конечно же, киевляне ходили на футбольные матчи. Киевляне всегда любили футбол,  но после того, как «Динамо» два раза подряд победило на чемпионатах СССР (в 1985 и 1986 году), стали относится к своей команде с особой любовью.

 

С 1987 года традиционным праздником киевлян стал День города, который отмечался в последнее воскресенье мая на Андреевском спуске и Контрактовой площади. В этом же году состоялась самая громкая премьера десятилетия – фильм «Асса». Под кинотеатрами собирались огромные очереди неформальных молодых людей, многие держали таблички «Продам душу за билет на «Ассу». Самая модная одежда – варенки: джинсовые брюки и куртки, вываренные в чанах с хлоркой.

 

ДЕВЯНОСТЫЕ

 

К началу десятилетия кинопрокат безнадежно проиграл в борьбе с видеосалонами. Это был культурный феномен конца 80-х: при местном ЖЭКе арендовалось помещение, и внутри расставлялись стулья перед двумя телевизорами, подключенными к видеомагнитофону.

 

«Особым спросом пользовались фильмы ужасов – единственный жанр, не представленный в советском кинопрокате, - вспоминает кинокритик Антон Палахнюк. - Фильм «Зловещие мертвецы» собирает стабильные аншлаги в 1988-1989 годах. С его популярностью мог соперничать только «Терминатор-2» - хит видеосалонов 1991 года. Но уже к середине десятилетия видеомагнитофоны появились во многих киевских квартирах».    

 

Постепенно столичные кинотеатры (по разным данным, к концу 80-х их было около 130) приходят в запустение. В них открываются торговые точки, как это произошло с кинотеатром им. Гагарина, который был полностью переформатирован в торговый павильон. Культура «большого экрана» возрождается только с наступлением «нулевых»: теперь в кинозалах удобные кресла и стереозвук, можно есть попкорн, но уже не покуришь на задних рядах.

 

Ощутимые перемены произошли и в музыкальном мире. «Профессиональная сцена и самодеятельность вдруг поменялись местами, - вспоминает Владимир Быстряков. – Профессиональным музыкантам стали предлагать актовые залы клубов, домов культуры и общежитий, какие-то ленинские уголки, а большие концертные площадки оккупировали фонограммные группы, зарабатывающие быстрые деньги гастрольным «чесом». Впервые за много лет академическая музыка оказалось невостребованной вообще». Кроме того, старые добрые «винилы» начали активно теснить компакт-диски.

 

Появился новый вид развлечения – ночной клуб, в котором играет ди-джей. «До 90-х было два способа развлекаться: выпивать в ресторане или ходить в гости к друзьям, - смеется Алексей Ковжун, консультант ЮНИСЕФ по вопросам медиа, а в начале 90-х – ведущий культовой телепрограммы «Пост» и организатор первых рейв-вечеринок. -  Но после того, как я побывал в клубах, в которых работали ди-джеи - сперва в Лондоне, а потом в Москве,  я понял, что пора создать нечто подобное в Киеве».

 

Первые клубы открылись в 1993-1994 годах при гостиницах «Русь», «Лыбидь» и «Мир». Это было не случайно: гостиницы были оборудованы самыми современными барами, а бар – это сердце клуба. Уже к середине 90-х рейв-вечеринки становятся массовым явлением.  Параллельно в Киеве появляются специализированные клубы, ориентированные на «живую» музыку. Рок выходит из ДК и актовых залов вузов, но рок-концерты перестают быть праздником: из культурной акции они становятся обыденным явлением.

 

Необычайно модным становится молодой московский прозаик Виктор Пелевин: его романы читают даже те, кто раньше вообще не брал в руки книг. Среди украинских писателей безусловные герои 90-х – Лесь Подервянский и Андрей Курков. Хлесткие цитаты из пьес Подервянского с конца 80-х плотно входят в речь молодых киевлян.

 

В 90-х в Киеве действует первый «сквот» - отселенный дом, занятый методом самозахвата и переоборудованный под художественные мастерские. В легендарном «сквоте» на улице Парижской коммуны живет и работает весь цвет современного изобразительного искусства: Александр Гнилицкий, Арсен Савадов, Илья Чичкан. Художники ежемесячно собирали 100 долларов на взятку начальнику ЖЭКа – и местные власти до поры до времени закрывали на «сквот» глаза. В галерее Киево-могилянской академии в 1995-1996 годах выставляются мультимедийные инсталляции западных художников. Киевляне активно знакомятся с новыми формами искусства, выставки пользуются большим успехом.

 

Завершило «культурную революцию» 90-х появление рунета – русскоязычного сегмента Интернета, который и определил всю культурную жизнь последующего десятилетия. Теперь каждый киевлянин имеет возможность получить любую книгу, музыку или фильм, не отходя от компьютера.


Subscribe

  • Срочно

    Приму в подарок наличные деньги, пластинки иностранного производства, бутылки с виски и коньяком, баранину, сигары. Интим не предлагать.

  • Книга "Полночный квест" - повесть "Киевская сказка" + рассказы

    "Однажды в городе на Днепре размылись не только границы пространства, размылись границы самого времени, и Киев внезапно стал центром…

  • (no subject)

    Надо же, только утром читал интервью с Саймоном Рэйнольдсом, в котором он говорит, что из поп- и рок-музыки вся страсть, дерзость и творческий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • Срочно

    Приму в подарок наличные деньги, пластинки иностранного производства, бутылки с виски и коньяком, баранину, сигары. Интим не предлагать.

  • Книга "Полночный квест" - повесть "Киевская сказка" + рассказы

    "Однажды в городе на Днепре размылись не только границы пространства, размылись границы самого времени, и Киев внезапно стал центром…

  • (no subject)

    Надо же, только утром читал интервью с Саймоном Рэйнольдсом, в котором он говорит, что из поп- и рок-музыки вся страсть, дерзость и творческий…